Статьи из газет

ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

В ЛЮБИНСКОМ БЛАГОЧИНИИ

   Добрые вести пришли из Любинского благочиния, из села с неблагозвучным названием «XVI-го Партсъезда», где в сентябре прошлого года открыт православный приход в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

   21 июля, в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы, прихожане во главе с благочинным района о. Владимиром Долговым, отслужив акафист Божией Матери, прошли крестным ходом на место закладки будущего храма, где приходу отведена земля под строительство.

   Отец Владимир совершил чин освящения закладного камня, и был установлен крест. На праздник собралось немало народу, в том числе гостей из райцентра и Омска. Один из гостей преподнес в дар будущему храму икону. К слову, это не первый образ, подаренный приходу.

   Уже разработан проект храма «Спорительница хлебов». Рядом с церковью планируется возвести просфорню, пекарню, трапезную, богадельню и два дома – для священника и диакона, а также разбить сад и посадить огород. А пока верующие собираются на молитву в здании бывшей школы, которая, увы, закрылась из за отсутствия учеников.

Лариса ПЕТРЕНКО,  Омские Епархиальные Ведомости, №8 (253), август, 2010 год.

 

ПРАЗДНИК «СПОРИТЕЛЬНИЦЫ ХЛЕБОВ»

I-sp-hl-300_tn    Со стародавних времен, как только восприняла Русь святое крещение, стали русские православные люди особо чтить Пресвятую Богородицу. Сколько раз спасала Она землю Русскую от всевозможных бедствий. Перед старинными чудотворными образами Владимирской, Казанской, Смоленской Богоматери молился наш многострадальный народ в годину тяжких испытаний татаро-монгольского ига, смутного времени, нашествия Наполеона. Но есть иконы Матери Божией не столь древние. Такова икона, именуемая «Спорительница хлебов».

   Теплой тихой осенью 1891 года был написан этот образ Пречистой, по благословению великого Оптинского старца Амвросия, художником Дмитрием Михайловичем Болотовым (в иночестве Даниилом).

   Именно такой, с юным русским лицом, благословляющей нивы, увидел батюшка Амвросий Пресвятую Богородицу в последнее лето своей жизни. И радостное молитвословие-акафист составил.

   Молятся перед образом Богоматери «Спорительница хлебов» садоводы и земледельцы и просят Пречистую Матушку, чтобы не оставила Она в их нелегком труде. Именно перед этим образом молился профессиональный садовод Михаил Ануфриевич Ломейко о создании сельскохозяйственной православной общины. И вот, ровно год назад, в день празднования иконы в небольшой деревне Камышловского совхоза Любинского района по благословению митрополита Омского и Тарского Владыки Феодосия, был открыт приход в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». 28 октября 2009 года выпал на среду. Так и стали каждую среду читать акафист Матери Божией сельчане в одном из классов бывшей школы. Почти каждую среду и другие праздничные дни приезжает сюда благочинный Любинского района отец Владимир Долгов.

   Вспоминаю одну из первых своих паломнических поездок в приход. Был Пасхальный день. Все вокруг радостные, сияющие, нарядные. В молитвенной комнате собралось много ребятишек разных возрастов. Первый раз в деревне праздновалась Пасха по-настоящему: с молитвой, с освящением куличей и пасхальных яиц. После праздничного молебна началось театрализованное представление, организованное матушкой Еленой, в котором принимали участие и дети Любинской воскресной школы, и взрослые. Слова от автора читал сам батюшка. Умилительно было наблюдать за ребятишками, воспринимавшими действо с замиранием сердца. Затем проводили игры, конкурсы с призами; дарили подарки, пасхальные яйца, куличи. И все это после ночной службы. И не один у отца Владимира этот приход, нужно было успеть ко всем.

   Запомнился еще один знаменательный день – 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, было освящение закладного камня и места под строительство храма. Крестный ход, радость, торжество… Особое чувство наполняет сердце, когда принимаешь участие в таком историческом событии, как закладка нового православного храма. Слава Богу, пришло время собирать камни.

   И, наконец, 28 октября – день празднования образа Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» – приходской праздник. Теплый осенний день. Природа будто замерла, готовясь к новому сезону, как к чуду. Народу собралось много: приехали гости из Омска, Любино, Центрально-Любинского, Камышловки, Петрушенко, Пламя, 72-го разъезда. После праздничного водосвятного молебна пошли крестным ходом вокруг поселения. Все крестоходцы несли в руках иконы, а в первом ряду, конечно же, – «Спорительницу хлебов» и образ преподобного Амвросия Оптинского. Главная храмовая икона была приложена к чудотворным мощам святого Оптинского старца перед тем, как подарена приходу.

   Казалось, совсем маленькая деревня, а крестный ход продолжался около трех часов. Читали акафист Пречистой, батюшка окроплял святой водой землю-матушку, убранные поля и скошенные луга. До чего красива земля Сибирская, даже в таком бесцветном состоянии.

  У сельского погоста помолились об усопших. У Закладного креста батюшка помазал всех святым елеем. Дай, Господи, возможность построить на этом месте храм!

   Помолились и еще на одном святом месте: недалеко от молитвенной комнаты совсем недавно был залит фундамент для часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Прямо нечаянная радость – летом на этом месте был пустырь. Будем надеяться и верить, что будут на этой земле и храмы, и православные семьи, и сельскохозяйственная община. Твердо в это верит уже немолодой, но активный, трудолюбивый и напористый человек, организатор прихода – Михаил Ануфриевич.

   Вот и закончилось молитвенное шествие. Нелегко было бабушкам: «Ну и поболят же теперь ноги!». И сами себя утешают: «Ничего, зато радость-то какая!». Одна пожилая женщина пожаловалась: «Представляете, что в деревне говорят! Раз вы ходите в храм, значит, самые грешные». Вздохнула и смиренно добавила: «Ну что поделаешь, грешные так грешные».

   Простые, милые, добрые сельские бабушки, как же приятно смотреть на ваши светлые лица, слушать вашу незамысловатую речь, видеть вашу искреннюю веру. А ваши цветные платочки и аккуратные юбочки, когда, кажется, уже целый свет перешел на брюки. Храни вас Господь и даруй бодрости и здоровья!

   Зашли мы в приходскую комнату, чтобы поставить иконы на место, а там длинный стол ломится от пирогов и разных сладостей. И большой, прямо какой-то музейный, самовар посреди стола. За чаепитием отец Владимир еще раз поздравил всех с праздником. Теплые поздравления произносили и гости. Запомнились проникновенные слова Галины Александровны Морожниковой, прихожанки Любинской церкви во имя святого Серафима Саровского: «Какая здесь удивительная атмосфера, радостные красивые лица. Сейчас редко можно увидеть открытых счастливых людей. В вашем приходе столько любви, теплоты и радости!»

   Закончился праздник, но тихий свет радости остался в каждом сердце.

   В богатом, многосмысловом русском языке есть еще одно, почти забытое значение глагола «спорить». Это не только вступать в спор, но и помогать, способствовать, улучшать, приносить пользу, удачу, счастье.

  Пусть же спорятся дела, и совершится все задуманное в новом приходе. И да поможет Предивная Спорительница хлебов во всех делах, во славу Божию совершаемых!

 Лариса ПЕТРЕНКО, «Омские епархиальные ведомости» 2010, №12

_

РАЗНОЕ

 

ДУХОВНОЕ САДОВОДСТВО

   Почти 40 лет занимается в Омске садоводством Михаил Ануфриевич Ломейко. В результате он самостоятельно опытным путём научился выращивать персики, абрикосы, черешню, виноград и многое другое, в том числе и огромные арбузы. А через это благое дело он выращивает в душах людей семена православной веры. Как? Об этом наш рассказ.

Алычеводы

IMG_3247_tn   — Первым моим учителем по садоводству был мой отец – по образованию биолог, — рассказывает Михаил Ануфриевич, — Он всегда уговаривал меня учиться на агронома, но тогда молодёжь увлечена была стройками коммунизма, и я выбрал профессию строителя. Садоводством я заинтересовался только в семидесятые годы, когда надо было думать, чем семью кормить. Получил отрезок земли и так увлёкся этим делом, что и к строительству потерял интерес.

   Вот уже пять лет омский садовод проводит бесплатные занятия православного клуба садоводства «Алычевод», обучая омичей технологии выращивания алычи и иных косточковых – винограда, груш, черешни и других растений. Алыча занимает особое место в его жизни. Во время своей службы на Кавказе он по достоинству оценил это удивительное растение.

   — Три года я пасся на горной алыче, — вспоминает садовод- любитель, — и тогда уже задался целью, если Бог даст, то и у нас в Сибири попробую вырастить алычу. Она сладкая, сочная и гораздо полезнее сливы. За двадцать лет работы с ней мне удалось акклиматизировать её и вывести сорт незамерзающей и неукрывной алычи. Долго у меня это не получалось. Сколько я молился о ней, уже и бросать это дело собирался, и только с помощью Божией появились наконец-то на свет долгожданные сорта. Один из них вырастает до двух метров, при урожайности до пятидесяти килограмм плодов с куста. Есть и более компактные сорта. Цветёт алыча очень красиво и начинает своё цветение раньше всех. На ветках одни розовые цветы, листья появляются позже.

   Пять месяцев, с ноября до марта включительно, приходят садоводы, на встречи клуба, которые проходят в здании аграрного техникума, на улице Партизанской, за органным залом, во вторую и четвёртую субботу каждого месяца, с 11 часов утра. Там же лет 15 лет назад Михаил Ануфриевич читал лекции от областного союза садоводов. Тогда и появилась у него идея создания православного клуба садоводства. — По списку у меня в группе 200 человек, — говорит он, — на следующий год запишутся другие. Посещаемость свободная, поэтому приходит обычно человек по тридцать – сорок. Иногда их сложно разместить в обычной аудитории, и я очень надеюсь, что когда-нибудь при епархии появится помещение, где мы могли бы проводить занятия не только с садоводами, но и с цветоводами, с овощеводами, и с пчеловодами.

О райском саде души

   — Организовали мы православный клуб садоводства, прежде всего для того, чтобы среди людей хотя бы в таком виде велась просветительская работа, по ознакомлению с Православием, — рассуждает Михаил Ануфриевич. — Я не очень-то стремился к этому и даже пытался бросить лекционную работу, но чувствовал, что Господь вновь и вновь возвращает меня на этот путь, чтобы более целенаправленно работать с людьми, и через садоводство приближать их к Православию. Они не идут в храм, но мы идём к ним через садоводство, и постепенно наблюдаем процесс их воцерковления. На наши занятия приходят даже мусульмане и католики, слушают спокойно и со вниманием, и только сектантам и атеистам у нас неуютно, их как будто кто крутит, они то краснеют, то бледнеют. Иногда на первых занятиях бывают и недовольные, а потом они наоборот, говорят: «Как хорошо, что Вы нам всё это объяснили! Мы и не догадывались, что это так полезно!» Михаил Ануфриевич говорит о том, что позже, в процессе учёбы многие понимают, что по мере их прихода к Богу, повышается не только урожай в саду, но и уровень их духовной жизни. Замечает он и то, что на занятиях клуба люди учатся, прежде всего, возделывать сад своей души, и только тогда им удаётся вырастить сад на земле. Насколько человек стремиться к святости, настолько он может сделать свой сад райским, где ни курят, не пью, не сквернословят. Он и в жизни наблюдал, как у благочестивых людей в саду всё растёт хорошо, а у других мало что получается, видел он, как мешает успешной работе потребительское отношение к жизни, как необходимы людям такие евангельские добродетели, как доброта, смирение, умиротворение и незлобие. Для большего понимания этих истин планирует Михаил Ануфриевич и паломническую поездку со своими садоводами в Свято-Серафимовский монастырь, к игуменье Варваре. Не раз приезжал он к ней за вразумлением и знает, как открыта она к людям, как беседует с ними и общается.

Через труды — к Богу

  Исходя из всего этого, занятия в клубе начинаются и заканчиваются молитвой. Первый час влевобережного Христорождественского собора. Он выпускник Омского духовного училища, и аграрной академии, специалист по зоотехнике и пчеловодству. Контактный и общительный, он читает лекции с ноября месяца, объясняя всё очень терпеливо и доходчиво.

   — Наша встреча с Михаилом Ануфриевичем – это явный промысел Божий, — рассказывает Константин, — потому что познакомился я с ним на православной выставке, где он демонстрировал свой урожай плодовых, и угощал всех своим виноградом. Люди очень хорошо воспринимают наши беседы, они хотят духовного, и хотя времени у них много, но всё-таки многим из них некогда ходить в храм, а через садоводство им проще просвещаться. Они стремятся к образованию и слушают с удовольствием, а что не понятно – спрашивают. Причём вопросов – море, и чувствуется, что им это интересно. После запланированного часа, я часто беседую с ними ещё минут двадцать. Вижу, что им захотелось быть в этой среде, и в следующий раз они могут прийти в храм на праздник, а потом, вполне возможно, захотят помочь в храме, и так, постепенно может быть и поймут что для них вера, и войдут в ритм церковной жизни.

Летний дождь как манна с неба

   Многих людей Господь вразумляет, когда обращаются они к Нему за помощью.

   — Лет двадцать назад получил я на шестьдесят шестом километре землю, как оказалось, просто отвратительную, – рассказывает Михаил Ануфриевич. – Толщина плодородного слоя там была всего 15 сантиметров, а дальше шла глина. Первые два года картошки там вырастало мало, и была она очень мелкая. Жена мне тогда сказала: «Сам канителься, а нога моя сюда больше не ступит! Я это дело бросаю!» Решил я действовать сам, привёз со скотного двора навоз и удобрил землю, но видимо Бог ждал от меня не только земного усердия. Случилось так, что и лето в этом году выдалось чрезвычайно жаркое, дождей не было, всё засыхало, и дачники, вспомнив свои зачаточные знания о Боге, не дождавшись милости от природы, пришли ко мне за помощью. — «Ты что себе думаешь, поп ты наш названный», — обратились они ко мне, намекая на мою бороду и веру, – «Надо же крёстный ход организовывать, дождь вызывать!» Я, каюсь, сначала отказался — засомневался, вдруг Господь по грехам нашим не поможет нам, и я только Церковь скомпрометирую в глазах людей. Они тогда второй раз пришли ко мне, мол давай, действуй, сколько раз тебя можно просить? Тогда я поехал к священнику Алексею Тищенко, в то время настоятелю Любинского храма преподобного Серафима Саровского. Рассказал ему всё, и он велел собрать с каждого участка хотя бы символическое пожертвование, кто сколько может, хоть по 5 рублей. Как говориться, не корысти ради, а для того, чтобы они почувствовали себя участниками этого дела. Обошли мы с помощниками сто шестьдесят участков, собрали деньги, и в назначенный день смотрим, едет к нам целый кортеж машин – впереди священник с матушкой, затем ещё три священника с матушками и певчие. Привезли они с собой и хоругви, и старинные иконы. Одну из них — большую богородичную икону мы несли тогда вдвоём с мусульманином. Только молебен начался, смотрим, на чистом, ясном небе завязалась маленькая белёсая тучка, а за ней и другие. Вскоре небо потемнело, и когда мы начали обход посёлка, пошёл тёплый, крупный, летний дождь, который не заканчивался все два с половиной часа, пока шёл Крестный ход. По его окончании батюшка сказал нам: «По молитвам вашим и дано вам! Вот теперь дожди у вас будут!» И точно, ночью небо опять затянуло тучами, и снова пошёл дождь! В тот день часть дачников пригласили батюшку освятить свои участки, и я в том числе, и урожайность картошки на моём участке повысилась в три раза!!! Той осенью я накопал с шести соток 450 вёдер отличной крупной картошки и потом вывозил её с дачи КамАЗом! Но те, кто потом брал эту картошку на семена, такого урожая уже не получили.

Колорадский жук околел

   В то лето даже колорадского жука у меня на моём участке не было, хотя у соседей его хватало. Так было четыре года, а потом он и ко мне прилетел. Никакие химикаты не помогали, отца Алексея уже перевели на другой приход, и я обратился за помощью к священнику Димитрию Олихову. Он отслужил молебен с водосвятием мученику Трифону и священномученику Харлампию, освящённую воду от молебна я добавил на даче в бочки с водой, и трижды опрыскал все кусты картошки. Через два дня приезжаю и вижу — все жуки и личинки засохли и лежат на земле, а на соседних участках жуки так и порхают как прежде. Садятся и на мои кусты, но тут же улетают, им здесь не климат!

   Давно понял Михаил Ануфриевич, что когда человек с Богом, то не страшны ему никакие трудности. Поэтому лет 5 назад он издал сборник молитв «Урожай растит не земля, а небо», которые помогают садоводам и огородникам в их труде.

   Кроме того, четыре года назад он с помощью Божией в 23 километрах от Омска, в небольшой деревне Камышловского совхоза основал православную общину, с помощью которой можно было бы возвести храм «Спорительница хлебов», разбить сад с огородом, построить просфорную, пекарню, трапезную, богадельню и дома для общины.

   Пока в пустующем здании местной школы организован приход в честь иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Спорительница хлебов», чтобы спорилось Божие дело. Рядом, в пятистах метрах от железной дороги, на остановке семьдесят второй километр построен храм-часовня во имя иконы «Неупиваемая чаша», а на месте закладки будущего храма иконы «Спорительница хлебов» установлен поклонный крест, у которого молятся Пречистой, чтобы помогла Она общине и всем труженикам в их нелегких, но спасительных земных трудах.

Елена СУХОМЛИНОВА, православная газета «Благовещение» №2 (124), февраль, 2013 г.

 

УРОЖАЙ РАСТИТ НЕ ЗЕМЛЯ, А НЕБО 

      Именно такое название носит брошюра, выпущенная по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия,  в которой с любовью и терпением собрано множество молитв Господу, Пречистой Его Матери, ангелам и святым. Здесь же опубликованы  акафисты Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Спорительница хлебов», святому пророку Божиему Илии и святому молитвеннику Омской земли священномученику Сильвестру.

     Собрал и систематизировал это духовное сокровище в помощь омским садоводам и земледельцам замечательный человек, труженик и подвижник-миссионер Михаил Онуфриевич Ломейко (Михаил Ануфриевич Ломейко, прим. сост. сайта),  потомственный садовод-опытник. «Придя в Православие, на протяжении многих лет изучал и применял на практике правила Православного земледелия. Открыл для себя огромнейший, необъятный  пласт земледельческой русской Православной культуры, способствующей получению высоких урожаев и воспитанию благочестия. При соблюдении агротехники, на освященных Православным священником угодьях, значительно повышалась урожайность всех садовых и огородных культур, в бездождие вызывались дожди, резко уменьшалась численность вредителей и болезней, не было изнуряющей усталости, на душе спокойствие и радость. Молитва творилась свободно, без напряжения, а работа спорилась», – так говорит о себе Михаил Онуфриевич.

     Чем человек ближе к природе, тем ближе он к Богу. В 2007 году по благословению Омского Архипастыря  Владыки Феодосия была создана «Школа Православного садоводства и огородничества». Каждое занятие в Школе начинается и заканчивается молитвой. Частым гостем здесь бывает благочинный Любинского района отец Владимир Долгов, являющийся по благословению Владыки Феодосия духовным наставником Школы. Батюшка служит молебны, проводит беседы, отвечает на вопросы, освещает семена.

      Одно из таких занятий и удалось мне посетить. Признаюсь, многое из того, о чем услышала на уроке, было для меня неожиданностью.  К тому, что у нас в Сибири выращивают виноград, как-то уже привыкли, но грецкий орех, персик, абрикос – такие экзотические культуры у нас в Омске!? Это же какой талант надо иметь, какую любовь к земле, терпение…

     Занятие продолжалось более трех часов, но садоводы не торопились расходиться и охотно поделились своими мыслями. От них и услышала впервые о том, что Михаил Онуфриевич Ломейко вывел несколько видов алычи путем скрещивания и естественного отбора, адаптировал их для омского климата,  эти сорта полностью районированы.

     К примеру, садовод  Вячеслав Васильевич Краснов считает очень важным, что руководитель их Школы выполняет миссионерскую функцию: постепенно, ненавязчиво возвращает людей к Православным истокам, приобщает к русской Православной культуре, традиционным семейным ценностям. В семье Вячеслава Васильевича эти ценности стараются сохранить и  передать будущим поколениям.

     Иван Иванович Антоненко – садовод с большим стажем, выращивает виноград, персик, абрикос, алычу, инжир. Несмотря на огромный опыт уже четыре зимы посещает Школу Православного садоводства и считает, что каждый год узнает что-то новое. Разговор зашел о вере: «Кто верит в Бога, того и мышь не обидит. Мои родители были верующими, отец фронтовик-верующий, а деда расстреляли за веру». Сам Иван Иванович очень похож на былинного русского богатыря.

     Вера Егоровна Голубь отмечает, что помимо агротехнических знаний, новых сортов она получает здесь большую пользу для души: «Михаил Онуфриевич научил с молитвой, спокойно заходить в сад, а то ведь мы бежим, торопимся…».

     Валентина Ивановна Синельникова знакома со многими клубами и школами садоводства, но предпочитает посещать именно Православную школу, замечая: «Здесь большое внимание каждому. Исключительно полезно нам, особенно людям в возрасте, услышать о Боге, о святых, ведь мы к своему стыду очень мало знаем».

     Любовь Борисовна Шадрина с большим теплом  отзывается о руководителе: «Михаил Онуфриевич дает вспомнить нам, что мы – Русь Православная и корни у нас православные».

     – Больше тридцати лет занимаюсь выращиванием алычи, и сейчас алыча в Омске выдерживает пятидесятиградусные  морозы. Конечно, труд долгий и кропотливый. Образование у меня техническое: окончил строительный техникум и СИБАДИ. До пенсии работал на заводе. А любовь к земле привил отец. Он и стал моим первым учителем.

     Его отец – Онуфрий Семенович Ломейко – по профессии был биологом, работал учителем ботаники и биологии и профессионально занимался садоводством. В своих садах, в Северном Казахстане, Онуфрий Семенович с большим успехом разводил виноград, сливу, грушу, вишню, абрикос. Пятеро сыновей, из которых Михаил был старшим, помогали отцу, перенимали различные приемы агротехники.

     – Кого Вы можете назвать своими  учителями, кроме отца?

   – Считаю себя учеником Виктора Михайловича Серебрякова. Он преподавал механику у нас в техникуме и очень любил землю, садоводство. Выпустил две книги по возделыванию винограда, вывел омские сорта винограда. Еще один подвижник – садовод Владимир Афанасьевич Бубнов на омской земле выращивал грецкий орех, виноград, персик. В его честь назван сорт персика – «Память Бубнова».

      Но главным своим учителем  Михаил Онуфриевич считает человека, который умер задолго до его рождения – это Павел Саввич Комиссаров. Кто из омичей не слышал о знаменитом саде Комисарова? Этот талантливейший человек впервые в Омске вырастил плодово-фруктовый промышленный сад более чем на двадцати гектарах.

   – Могила Комисарова была ухожена, и я чувствовал, что дух его здесь, – говорит Михаил Онуфриевич.

   Все сведения, которые можно было найти о знаменитом садоводе и его саде, были изучены и опробованы.  Сейчас Михаил Онуфриевич мечтает разбить дендропарк, в котором будут собраны все редкие древесные растения, произрастающие на богоспасаемой омской земле; а также собрать в одно место всю флору Западной Сибири. На мои сомнения Михаил Онуфриевич не раз отвечал: «Что невозможно человеку, возможно Богу».

   …Добился православный садовод, чтобы  выделили ему 16 гектаров земли в Любинском районе. Каждую среду молится он здесь с небольшой группой верующих в молитвенной комнате о том, чтобы даровал Господь построить храм на месте закладного креста в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».  Помогли добрые люди достроить часовню в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» – фундамент под нее был залит еще прошлой осенью. Дело движется, хотя не так скоро, как хотелось бы. Но обустраивается дом для причта, строится устраивается богадельня на 40 мест. А в перспективе – сад с питомником, виноградник, оранжерея, теплица и цех для переработки плодов.

     И хочется верить, что найдутся и откликнутся люди, пожелавшие помочь и поучаствовать в этом благом деле.

Лариса ПЕТРЕНКО, газета «Благовещение», 2011 год

_

О БРОШЮРЕ

Урожай растит не земля, а Небо.

Школа православного садоводства и огородничества.

Брошюра выпущена по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия.

Oblojka_br_MO

Фотография с обложки: алыча, выведенная М.А. Ломейко в Омске, сорт Анастасия.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово

      Уважаемые садоводы и огородники!

   Предлагаемая Вашему вниманию брошюра содержит краткие сведения, раскрывающие суть и смысл духовности земледелия в Православном толковании. Здесь также собраны и систематизированы молитвы, применяемые при всех действиях садовода, огородника и сельского труженика в саду, огороде, хозяйстве. Я являюсь потомственным садоводом-опытником. Придя в Православие, на протяжении многих лет изучал и применял на практике правила Православного земледелия. Открыл для себя огромнейший, необъятный пласт земледельческой русской Православной культуры, способствующей получению высоких урожаев и воспитанию Благочестия. При соблюдении агротехники, на освященных Православным священником угодьях значительно повышалась урожайность всех садовых и огородных культур, в бездождие вызывались дожди, резко уменьшалась численность вредителей и болезней, не было изнуряющей усталости, на душе- спокойствие и радость. Молитва творилась свободно, без напряжения, а работа спорилась. Как выяснилось, не все садоводы распологают информацией об этой уникальной стороне русской Православной культуры, а что-то слышавшие воспринимают с недоверием. Все это подвигло меня издать данную брошюру в виде краткого пособия- руководства к действию для веруюшего садовода, огородника, селянина. Искренне благодарю всех единоверцев: сестер, братьев, батюшек, помогавших в подготовке брошюры. Уверен, что молитвы и рекомендации помогут Вам в сотрудничестве, соработе с Богом для получения плодов земных и спасения Душ Ваших. С любовью к Вам- садовод- любитель, раб божий Михаил Ануфриевич Ломейко.

 Духовность в Православном понимании. Введение

     Нет на земле профессии, столь приближающей человека к Богу, как работа земледельца, ибо чем ближе человек к природе, тем более ощутимей становится для него великая премудрость Божья, которой устроен весь окружающий наш мир . . .

< . . . >  

Урожай растит не земля, а Небо

     Здесь приводятся молитвы за урожай православного садовода-огородника.

< . . . >

     По окончании главы:

     Молиться надо со всей расположенностью сердца и внимания собранного. Если молитва рассеянна, то она теряет свой просительный или благодарственный смысл, из сердечного разговора с Богом превращается в пустословие…

     …Большая сила — молитва индивидуальная, еще большая сила молитва церковная. Поэтому надо как можно чаще бывать в храме на литургии, заказывать молебны, подавать записки. Исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, советоваться со священниками и испрашивать у них благословение на молитвы и на всякие благие дела.

       Хорошо отнести в церковь семена для освящения перbед посевом, а также плоды нового урожая. Все это послужит и к урожаю и к нашему здравию…

     …Урожай есть результат сотрудничества, со-работы двух сил: Божественной и человеческой…

     Успешного Вам сотрудничества с Богом на нивах Ваших, православные садоводы.

Православный садовод-любитель — раб Божий Михаил Ануфриевич Ломейко.

Далее приводятся

молитвы Святителю Николаю Чудотворцу, архангелу Михаилу, преп. Серафиму Саровскому а также акафисты с молитвами Пророку Божию Илии, священномученику Сильвестру Омскому, Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Спорительница Хлебов».